Главная » Новости » Рэгтайм - драма Милоша Формана

Рэгтайм - драма Милоша Формана

Рэгтайм  - драма Милоша ФорманаНетерпимость, лишавшая нас образованности и способности широко мыслить, порождала нетерпимость. Замкнутый круг до конца не разорван и по сию пору. Нетерпимость, пустившая глубокие корни во всех сферах общественной жизни, дала буйные всходы. Корни еще предстоит обрубить, к отравленным же плодам интерес мало-помалу, кажется, падает.

Споры вокруг того, что мы вовремя не прочли, вовремя не услышали и не увидели, не утихают. Не утихают и споры в связи с этими спорами. Обостренный интерес к тому, что было давно, но стало для нас новостью недавно, иные называют некрофилией. Ярлыки — ярлыками, пусть тешатся. По мне, так хоть горшком назови, только в печку не ставь. Печи, слава богу, погашены — в журналах печатается сегодня то, что раньше печаталось только «там». В выставочных залах красуются полотна, раньше украшавшие разве что запасники и темные склады. В кинотеатрах идут фильмы, названия которых в момент международного их триумфа знатоки произносили опасливым полушепотом, услужливые борзописцы и ретивые администраторы — с брезгливой гримасой, а те, кто видел эти картины, почитались за счастливчиков.

Одной из постоянных тем интервью, которые бывший чехословацкий, а с 1968 года — американский режиссер Милош Форман давал в дни своего пребывания в Москве, была тема терпимости. Терпимости в политической и общественной жизни, в межнациональных и личных отношениях, в искусстве и спорах о нем. По мнению режиссера, качество это краеугольно, экологически первостепенно для защиты цивилизации, для отстаивания человеческого в человеке. Как и в фильме «Полет над гнездом кукушки», в «Рэгтайме» главной, ведущей темой стало трагическое столкновение личности, пытающейся сохранить свое достоинство» и государственной системы, навязывающей человеку правила поведения, удобные ей, мораль, принятую большинством, и конформизм как единственную возможность «вписаться», а значит,— выжить. Оба фильма заканчиваются поражением героев. Однако в «Рэгтайме», пожалуй, отчетливее, чем в «Кукушке...» звучит предостережение системе: в финале фильма — упоминание о начале первой мировой войны, то есть о событии, ставшем трагическим апофеозом государственной нетерпимости, возведенной в ранг политики.

Проецируя события фильма и, в особенности, его финал на современность, легко уяснить острейшую, непреходящую его актуальность: ведь нетерпимость к инакомыслию, разлитая повсюду, пока что не уменьшилась, зато стократ возросла угроза тотального уничтожения цивилизации.

С картиной М. Формана удивительным образом перекликается фильм «Исповедь. Хроника отчуждения». В обоих главные герои — аутсайдеры, люди, выбитые всеобщей нетерпимостью на дно. У героя «Исповеди...» протест пассивный, он давно махнул на все и вся рукой. Герой «Рэгтайма» берется за оружие, становится террористом и погибает, в последний раз и уже окончательно обманутый системой. Отличий, разумеется, больше, чем сходства. Однако в обеих картинах именно нетерпимость названа антитезой человеческого сообщества, о хрупкости которого мы не перестаем рассуждать сегодня.
0 0
Комментарии 0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Зайцы, не могут оставлять комментарии к данной публикации.